28Апрель2017

Ученые Кембриджа впервые из стволовых клеток создали эмбрион, способный развиваться

Ученые Кембриджского университета из стволовых клеток мыши вырастили первый в истории искусственный эмбрион.

По их мнению, превращение оплодотворенной яйцеклетки в крошечный живой эмбрион считается самым впечатляющим проявлением природы. Ученым удалось воспроизвести этот шаг на пути к новой жизни впервые в лабораторных условиях.

Процесс показал трансформирование клеток в примитивный эмбрион, который развивает внутренние структуры, как обычно в утробе матери.

Зародыши находились в питательной культуре по типу геля в течение семи дней, что соответствует трети периода беременности мыши.

Одиночные эмбриональные стволовые клетки были смешаны с небольшими кластерами трофобласта, которые идут на формирование плаценты. Через пять дней клетки разделились на две популяции: одна предполагала развитие сердца, костей и мышц, другая содержала клетки, которые в будущем могут стать мозгом, кожей и глазами.

Искусственный зародыш сильно напоминал реальный, однако было маловероятно, что он будет развиваться далее в здоровый плод. Для этого требуется добавление желтка, который обеспечивает питание зародыша и в котором развивается сеть кровеносных сосудов.

Руководила работами биолог Магдалена Зерницка-Гетц. Она подчеркнула, что целью ученых является не выращивание мышей или детей вне матки. Они открыли новое окно в развитии эмбриона непосредственно перед имплантацией.

До сих пор ученые пытались воссоздать трехмерную структуру эмбриона вне тела. В такой период в утробе матери он еще слишком мал, чтобы наблюдать за деталями с помощью ультразвука. Исследователи считают, что две трети выкидышей происходят до того, как эмбрион имплантируется, и часто до того, как женщина понимает, что она беременна.

Команда создает эмбрионы из мощных стволовых, которые могут превратиться в любой тип клеток в организме. Открытие позволит преодолеть нехватку человеческих эмбрионов. В настоящее время они развиваются из яиц, подаренных через IVF клиники, в то время как поставка эмбриональных стволовых клеток является безграничной.

"Мы сможем изучить ключевые события начальной стадии развития человека и фактически без необходимости работать над эмбрионами, - подчеркивает Зерницка-Гетц. - Зная, как обычно это происходит, мы сможем понять, почему процесс часто идет не по плану".

Ник Macklon, профессор акушерства и гинекологии в Университете Саутгемптона, соглашается с коллегой и считает, что исследование может проложить путь к новым знаниям, которые помогли бы снизить число выкидышей.

"Если коллеги смогут добиться этого с человеческими эмбрионами, я уверен, что мы узнаем больше о том, почему раннее развитие эмбриона идет не так, как следует, и почему некоторые из них не имплантируются", - добавил он.

Группа ученых надеется создать подобные искусственные зародыши из человеческих клеток.