18Октябрь2017

Японские ученые рассказали о новых бактериях, что уничтожают пластик

Миллионы одноразовых стаканчиков, пластиковых бутылок и контейнеров производятся каждый год. Все они после использования загрязняют нашу планету. Однако, недавно ученые обнаружили бактерию, которая "съедает" не поддающийся биохимическому разложению пластик, которые могут быть использованы для очистки мусора по всему миру.

Полиэтилентерефталат или ПЭТ обладает высокой устойчивостью к биодеградации. Представьте, сколько потребуется времени, чтобы разложилось 56 миллионов тонн этого материала, произведенных во всем мире только в 2013 году.

Огромные кучи пластика собираются в океанах, свалках или замусоривают города и страны после 70 лет использования. Они не разрушаются, потому что не имеют катаболических ферментов, которые могут разрушить их пластиковые компоненты. В частности, сложные полиэфиры, содержащие высокое отношение ароматических компонентов, таких как ПЭТ, химически инертны, что приводит к устойчивости к микробной деградации. На сегодняшний день открыто очень мало видов бактерий, которые способны уничтожить ПЭТ.

Но японское исследование, собравшее 250 образцов ПЭТ из мусора и просеивают для бактериальных кандидатов, которые зависят от ПЭТ пленки в качестве основного источника углерода для роста. Ученые обнаружили новую бактерию, которую назвали Ideonella sakaiensis 201-F6. Она может почти полностью деградировать тонкую пленку ПЭТ после шести недель при температуре 30 °.

Дальнейшие исследования идентифицировали фермент, ISF6_4831, который работает с водой, чтобы сломать ПЭТ в промежуточное вещество. Затем это вещество разбивается дополнительно вторым ферментом - ISF6_0224.

Примечательно, что эти ферменты весьма уникальны по своей функции по сравнению с ближайшими известными ферментами других бактерий. Сейчас специалисты поднимают вопросы о том, как развивались эти питающиеся пластиком бактерии.

Шосуке Йошида (Shosuke Yoshida), сотрудник кафедры бионаук и информатики в Университете Кейо, сказал: «ПЭТ широко используется во всем мире в пластмассовых изделиях. Их накопление в окружающей среде стало глобальной проблемой. В результате скрининга природных микробных сообществ в окружающей среде, мы выделили новую бактерию, Ideonella sakaiensis 201-F6, у которой есть возможность использовать ПЭТ в качестве своего основного энергетического и углеродного источника. При выращивании на ПЭТ этот штамм продуцирует два фермента, способных гидролизовать ПЭТ, промежуточный продукт такой реакции - моно (2-гидроксиэтил) терефталевой кислоты. Оба фермента необходимы для ферментативного преобразования ПЭТ в два его экологически доброкачественных мономера, терефталевую кислоту и этиленгликоль».

Подробно об исследовании можно узнать в журнале «Science».