16Декабрь2017

Ученые выяснили, почему у людей во сне двигаются глаза

Международная команда физиологов из Франции, Израиля и Америки в ходе длительного исследования обнаружила, что движения глаз у людей во сне связаны со сменой «картинки», которая возникает в мозге в момент сновидений.

Во сне каждый переживает фазу быстрого сна, во время которой люди и видят сновидения. Кроме этого, в этой фазе глаза могут двигаться под закрытыми веками. Долгое время специалисты предполагали, что движение глаз как-то связано со зрительным рядом, что представляется во сне, хотя эмпирического подтверждения этой гипотезы в ученых ранее не было.

Для того, чтобы проверить данное предположение, международная команда исследователей на протяжении 4 лет наблюдала за активностью мозга 19 участников, в их числе были люди, страдающие эпилепсией. Особенно внимательно эксперты следили за медиальной височной долей головного мозга. Этот участок, участвует не только в обработке поступающей зрительной информации, но и в ее припоминании, которое происходит на протяжении сна.

Ицхак Фридом (Itzhak Fried), профессор нейрохирургии из Университета штата Калифорнии (California State University) и его команда заглядывала в работу клеток мозга в период ночного отдыха.

В результате специалистам удалось установить, что в ответ на зрительную поступающую информацию в медиальной височной доле мозга активируются нейроны в период бодрствования. Для того, чтобы получить соответствующую информацию ученые показывали участникам снимки, а позже просили вспомнить фото. Данным образом команда физиологов обнаружила, что примерно через 0,3 секунды после показа снимков в процессе их припоминания в соответствующем участке мозга происходит специфическая активность.

Похожую вспышку активности ученые фиксировали и во время фазы быстрого сна и в медиальной височной доле. Отметим, что каждая новая вспышка активизации нейронов проявлялась после того, как участник двигал во сне глазами. Поэтому исходя из полученных результатов, авторы отметили, что после каждого движения глаз люди видят новый «кадр» сновидения.

Ювал Нир (Yuval Nir) из Университета Тель-Авива, Израиль (Tel Aviv University in Israel) сказал: «целью нашего исследования было изучить процессы, происходящие во время сна. Нам удалось обнаружить, что электрическая активность в период сна очень похожа на ту, которая происходит, когда смотришь на что-то впервые в жизни».

Сделанные выводы совместного исследования ученых вошли в статью, опубликованную в издании «Nature Communications».