21Октябрь2017

Ученые превратили клетки в лазеры

Специалистам из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) в Кембридже (Cambridge) удалось превратить клетки в микроскопические лазеры.

Для того чтобы превратить клетки в микроскопические лазеры эксперты вводили в них капельки жира и масла, смешанные с флуоресцентным красителем. В результате полученные системы смогли активироваться с помощью коротких импульсов света. По мнению авторов исследования, в будущем такие клетки можно будет использовать в клинической практике.

Ранее специалисты уже проводили подобные исследования, но тогда они программировали клетки на производство флуоресцентного белка медузы. Полученную клетку специалисты помещали между зеркалами, хотя в новой работе исследователям удалось получить автономные лазерные «установки».

Известно, что обычные люминесцентные зонды, которые включают в себя белки и флуоресцентные красители, имеют широкий спектр излучения, примерно около 30-100 нм. В результате это и способствует ограничению на использование одновременно нескольких зондов. Нередко сложно отличить фоновое излучение от источников люминесценции, наблюдающееся в природных молекулах. Но, у разработанных микролазеров существует спектр излучения диапазоном 500-800 нм, а это может позволить более точно определить светящиеся клетки.

По мнению сотрудника медицинского учреждения Brigham and Women’s Hospital, что в Бостоне, Джеффри Карпа (Jeffrey Karp), одним из важных значений этого исследования является возможность отслеживать сразу же все тысячи клеток, и при этом используя только один метод.

Авторы исследования объяснили, «меткой» могут быть не только капельки масла и жира, но и флуоресцентные полистирольные шарики разного диаметра.

Специалисты планируют проводить еще исследования, так как предполагают, что данный метод можно будет использовать в терапевтических целях и в клинической практике, но его нужно доработать. С помощью такого метода медики смогут, например, находить опухоли и доставлять в соответствующие области светочувствительные лекарственные препараты.

Исследование представлено в журнале «Nature Photonics».