16Декабрь2017

Специалисты объяснили механизм защиты ДНК от ультрафиолета

Ученые объяснили механизм защиты ДНК от воздействия ультрафиолетового излучения.

Согласно данным журнала «Nature Communications», тимин (один из азотистых оснований) обеспечивает рассеивание опасной энергии.

Во время проведения исследования авторы использовали лазерную установку Linac Coherent Light Source, которая производит рентгеновское излучение, после чего фиксирует отклик объекта, к примеру, нуклеиновых кислот, на воздействие. Таким способом специалисты смогли изучить, как ДНК «защищается» от воздействия ультрафиолетового излучения, и при этом сохраняет химические связи внутри двуспиральной молекулы.

Ученые использовали рентгеновское излучение и в результате смогли выбить электрон внутренней оболочки тимина, этим образовав «вакантное место». Соответственно атом стабилизировался с помощью эффекта Оже (путем заполнения электроном внешней оболочки). Данное измерение кинетической энергии соответствующих оже-электронов смогло позволить оценить динамику ответа азотистого основания на излучение.

Ученые выявили, что скорей всего состояние возбуждения, вызванное УФ-излучением угасает у тимина, который является одним из 4-ех азотистых оснований, входящих в состав молекулы ДНК. Кроме этого, данное азотистое основание способно обеспечить рассеивание опасной энергии ультрафиолетового излучения.

По мнению авторов исследования, полученные данные эксперимента объясняют механизм защиты нуклеиновых кислот от воздействия данного типа излучения.