21Ноябрь2017

С помощью бактерий могут определить диабет или рак по анализу мочи

Ученые из Калифорнийского Университета(University of California), Сан-Диего (San Diego) совместно с сотрудниками Массачусетского технологического института(the Massachusetts Institute of Technology), Кэмбридж (Cambridge), получили штаммы бактерий, способных очень точно диагностировать сахарный диабет или рак по анализу мочи.

Для эксперимента специалисты выбрали непатогенную бактерию Escherichia coli Nissle 1917, которую добавляют в молочные продукты как пробиотик для содействия пищеварительной системе. Авторы перепрограммировали микроорганизм так, что при выявлении опухоли микроорганизмы начинают выделять природный фермент LacZ.

Исследование проводили на мышах, которые страдали от злокачественных новообразований. Им вводили модифицированные Escherichia coli, после чего проводили анализ мочи. Для детектирования наличия LacZ в моче ученые использовали специальную молекулу, состоящую из сахара и люциферазы — фермента, запускающую реакцию, сопровождающуюся испусканием света. В результате, у грызунов с опухолями выделение LacZ сопровождалось изменениями цвета мочи (с желтого на красный). Авторы исследования сообщили, что данный метод позволяет диагностировать опухоли печени размером не превышающего 1 квадратного миллиметра.

Подродно о данных исследования написано в журнале «Science Translational Medicine».

Специалисты также провели еще и второе испытание, где использовали бактерии, чтобы определить повышенное содержание глюкозы в моче, которае наблюдается при сахарном диабете. Эксперты модифицировали бактерии так, чтобы они смогли произвести красный флуоресцентный белок в среде, содержащую значительно высокую концентрацию глюкозы. В этом случаи бактерии не вводили в организм, а добавляли сразу же в исследуемый образец. По словам специалистов, данный метод не является точным за обычную лабораторную диагностику, но может применяться тогда, когда у медиков нет возможности провести анализ стандартным способом.

Джим Коллинз (Jim Collins) сказала: «оба методы довольно хороши, но их еще не утвердили для клинического использования. В будущем синтетическая биология будет полезна не только для терапии заболеваний, но и для их диагностики».