21Октябрь2017

Исследователи обнаружили: активность наших генов зависит от сезона

Под руководством ученых из Кембриджского университета Великобритании (the University of Cambridge) было проведено исследование, которое показало, что деятельность практически четверти наших генов меняется в зависимости от сезона.

Некоторые гены более активны в зимние месяцы, в то время как другие - в летнее. Более того, исследователи обнаружили, что сезонность, возможно, влияет на состав иммунных клеток в крови и жировой ткани или жира.

Автор исследования профессор Джон Тодд (John Todd) и его коллеги говорят, что их выводы могут объяснить, почему состояние организма ухудшается в зимний период.

Уровни генов, связанных с сердечнососудистой системой, аутоиммунных заболеваний, намного выше в зимний период. Для достижения своих выводов, профессор Тодд и его коллеги проанализировали состав клеток и экспрессию генов в образцах крови и жировой ткани более 16000 людей, живущих в странах северного и южного полушария, в том числе Великобритании, Исландии, США, Австралии и Гамбии.

Эксперты обнаружили, что из 22 822 генов, идентифицированных из образцов, деятельность 5136 отличалась в зависимости от того времени года, когда были отобраны пробы. Кроме того виды иммунных клеток в крови и жировой ткани также отличались от того периода, когда были собраны образцы (в зимние или летние месяцы).

В образцах, взятых в течение зимы, команда определила более высокие уровни генов, ассоциированных с сердечнососудистыми и аутоиммунными заболеваниями в крови. По словам экспертов, это объясняет, почему диабет типа 1 и рассеянный склероз чаще возникают зимой.

По словам автора исследования Тодди, это открытие, относится к тому, как мы сможем выявить предрасположенность, а также и охарактеризовать влияние генов к диабету. Данный факт объясняет, почему так много заболеваний, начиная болезнями сердца и заканчивая психическими, значительно в большей степени развиваются в зимние месяцы.

Исследователи определили сезонные различия в экспрессии генов и клеточного состава всех исследованных популяций. Выявили противоположные модели между теми людьми, которые живут в северном и южном полушариях.

Исландские жители показали более слабые сезонные закономерности. По словам команды, на их состояние влияет почти 24 часа дневного света в летнее время и 24 - темноты зимой. Результаты также показали, увеличение в крови иммунных клеток у людей с Гамбии (Gambia), где сезон дождей длится с июня по октябрь. В этот период более широко расспространяются заболевания малярии и других инфекционных вирусов. Исследователи обнаружили, что некоторые гены более активны в зимний период. Эксперты предполагают, что этому фактору способствует польза от вакцины. Комментируя выводы команды, профессор Майк Тернер (Mike Turner), глава отделения инфекции и иммунобиологии в Wellcome Trust, говорит: «данные факты исследования объясняют, почему мы здоровее в летний период. Сезонные колебания в этом смысле являются увлекательной находкой. Деятельность многих наших генов, а также состав крови и жировой ткани меняется в зависимости от сезона. Хотя по-прежнему неясен механизм, который регулирует этот вариант. Но, возможно, лечение некоторых симптомов более эффективны, если гены приспособлены к сезонам».