15Декабрь2017

Ученым удалось создать клетки глаза

Новые клетки сетчатки, созданные с помощью 3D-печати, могут помочь в лечении многих глазных заболеваний, в том числе слепоты, утверждают ученые.

•  Британские ученые использовали струйный принтер для печати двух типов клеток центральной нервной системы от сетчатки глаза взрослых крыс
  • Исследование проводилось в Кембриджском университете, оно показало, что напечатанные клетки способны нормально расти и могут оставаться полностью здоровыми

Ученые впервые смогли создать клетки глаза, что прокладывает путь для лечения некоторых видов слепоты у людей. В данном исследовании использовались клетки животных для проверки концепции производства полноценных имплантатов.

Британские ученые использовали струйный принтер для печати двух типов клеток центральной нервной системы от сетчатки глаза взрослых крыс - ганглиозные и глиальные клетки. Ганглиозные клетки сетчатки передают информацию от глаза к определенным частям мозга, глиальные - обеспечивают поддержку и защиту нейронов. Исследование проводилось в Кембриджском университете, оно показало, что напечатанные клетки способны нормально расти и могут оставаться полностью здоровыми, но для дальнейших испытаний на людях необходимы дополнительные исследования.

«Потеря нервных клеток сетчатки является особенностью многих глазных заболеваний», - сказали профессор Кит Мартин и доктор Барбара Лорбер, которая была соавтором исследования. «Сетчатка представляет собой уникально организованную структуру с точным расположением клеток по отношению друг к другу, что является критически важным для эффективной зрительной функции. Наше исследование впервые показало, что клетки, полученные из зрелой центральной нервной системы глаза, можно распечатать с помощью пьезоэлектрического струйного принтера, который использует электрически заряженные кристаллы для создания клеток непосредственно на субстратах. Результаты испытаний являются предварительными, наша цель заключается в разработке этой технологии для использования ее в реконструкции сетчатки в будущем», - сказали они.

Клара Иглен сказала, - «Ключ к этому исследованию приведет к возможности восстановления зрения у человека. Даже небольшой фрагмент сетчатки может значительно повлиять на зрение людей, что позволит слепым людям хотя бы самостоятельно выходить из дома».

Испытания находятся на ранних стадиях, 3D-печать дает возможность организовать клетки в определенные модели и структуры, которые могут быть использованы в регенеративной медицине. Исследователи используют струйный принтер для перемещения живых клетки через крошечные сопла устройства, наряду с применением электрического импульса. Ученые использовали высокоскоростную технологию съемки для наблюдения за каждым кадром этого процесса. Впервые исследователям удалось успешно создать зрелые клетки нервной системы.

«Способность организовать клетки в определенном порядке в последнее время пользуется повышенным интересом в области 3D-печати для дальнейшего использования в регенеративной медицине», - говорят исследователи.

Тем не менее, 3D-печать клеток может создавать множество проблем. Доктор Вен-Кай Сяо из Кембриджа сказал, - «Для того, чтобы жидкость для печати сохраняла свои свойства – вязкость, поверхностное натяжение – она должна соответствовать достаточно узкому диапазону значений. Добавление клеток к этой жидкости значительно усложняет её свойства».

Ученые планируют начать испытания по печати других типов клеток сетчатки, таких как палочки и колбочки, которые обрабатывают данные в условиях низкой освещенности и изменения форм, цвета и деталей. Результаты исследования были опубликованы в журнале Biofabrication.