23Октябрь2017

Российские ученые научились превращать обычные клетки в стволовые

Ученые-генетики из Москвы и Казани не обнаружили абсолютно никаких признаков того, что стволовые клетки, полученные способом перепрограммирования взрослых тканей тела, являются "неполноценными" в сравнении с их эмбриональными "родственниками". Об этом сообщается в статье, которая была опубликована в журнале Cell Cycle.

Стволовые клетки способны превращаться в клетки любых тканей организма, они считаются наиболее перспективными средствами лечения наиболее распространенных болезней — от травм до сердечных недугов. Стоит отметить, что использование таких клеток влечет за собой этические проблемы, так как для получения данных клеток необходимы ткани человеческого зародыша.

Напомним, что японский генетик Синъе Яманаке еще в 2006 году смог впервые получить стволовые клетки неэмбрионального происхождения (индуцированные плюрипотентные стволовые клетки). Яманака сумел преобразовать обычную клетку в стволовую, используя ретровирус. Ученый встроил в геном обычной клетки "набор" из четырех генов — Klf4, Oct4, c-Myc и Sox2— уже необходимых для перепрограммирования взрослых клеток.

Дмитрий Ищенко, сотрудник Московского Физтеха в Долгопрудном совместно со своими коллегами из Института общей генетики ФНКЦ ФХМ, РАН в Москве и Казанского федерального университета работали над решением наиболее важной проблемы, связанной с iPS-клетоками, а конкретнее – с тем, насколько они имеют сходство с эмбриональными стволовыми клетками.

Суть состоит в том, что эксперименты, проведенные экспертами показывают, что между "перепрограммированными" и "обычными" стволовыми клетками могут возникать различия в работе белков и генов, которые способны привести к неожиданным последствиям после введения iPS-клеток в организм больного вплоть до развития онкологических и других фатальных проблем.

Некоторые ученые предполагают, что перепрограммирование и введение ретровируса в прародителя этих клеток приводит к появлению отрицательных изменений в структуре их генома, вызывающих те нарушения, которые были найдены в процессе опытов с подобного рода стволовыми клетками. Дмитрий Ищенко со своими коллегами проверили, так ли это на самом деле, вырастив пару "заготовок" тканей, а также эмбриональных стволовых клеток, после чего превратили их в iPS-клетки.

Российские генетики, вырастившие культуры подобных клеток, не только сравнили структуру их генома, а также изучили тот момент, когда активно считывались разного рода гены и наблюдали за тем, как менялось устройство "упаковки" ДНК, влияющей на считываемость генов.

Выяснилось, что процесс перепрограммирования и тип родительских клеток ни каких-либо конкретных следов в работе и устройстве iPS-клеток следа не оставил. Незначительные отличия в работе различных культур перепрограммированных клеток научные сотрудники связали с влиянием различных случайных факторов.

Ищенко отмечает, что можно взять эмбриональную стволовую клетку, предоставить ей возможность превратиться в пять различных специализированных клеток, а после "перепрограммировать" их в стволовые клетки и в результате получить 5 разных линий клеток, в таком случае хотя бы один схожий набор получится таким же, как исходные эмбриональные клетки.

В результате такого открытия, по словам ученых, стало известно о том, что iPS-клетки не считаются "неполноценными" или же потенциально поврежденными, поэтому к ним усилится интерес со стороны ученых.