19Октябрь2017

Ученые объяснили, почему глубокое дыхание помогает успокоиться

Ученые Стэнфордского медицинского университета в штате Калифорния США обнаружили, что глубокие вдохи могут успокоить нервы благодаря нейронному пути в мозге, который контролирует этот процесс.

Описание работы было опубликовано в журнале Science

В эксперименте на мышах исследователи идентифицировали цепь нейронов - крошечный кластер из 350 нервных клеток, которые регулируют связь между дыханием и мозговой деятельностью. Он как раз влиял на спокойное поведение мышей. Когда же ученые удалили эти клетки, обнаружили, что мыши с обычным дыханием вели себя беспокойно.

Группа под руководством профессора биохимии доктора Марка Краснова исследовала главный участок мозга, который контролирует дыхательные ритмы. Нейроны были найдены в комплексе пре-бетцингера, который передает сигналы и смягчает чувство бдительности, внимания и стресса. Они также обнаружили, что эти нейроны экспрессируют два белка - кадгерин-9 (CDH9) и развивающийся гомеобоксный белок мозга 1 (DBX1), которые контролируются генами Cdh9 и Dbx1.

Открытие, по словам исследователей, может быть началом терапии людям, у которых отмечается беспокойство, стресс и панические атаки.

Дыхание, как бессознательное, непроизвольное действие, является одним из самых основных ритмов жизни. Это процесс, когда живые организмы вдыхают кислород для создания энергии на клеточном уровне, а затем выдыхают углекислый газ - побочный продукт клеточного дыхания.

Люди уже тысячелетия знают, что длинные, медленные глубокие вдохи могут оказывать успокаивающее действие и снижать стресс. И наоборот, короткое и быстрое дыхание вызывают у человека приступы паники, еще более усугубляющее чувство беспокойства.

Хотя глубокое дыхание - это простой и безопасный способ контролировать тревожность и стресс, ученые видят потенциал для разработки лекарств, нацеленных на эти гены.

«При панических расстройствах почти невозможно контролировать дыхание», - говорят они. - Таким образом, фармакологическая помощь может иметь решающее значение для их предотвращения».

Ведущий автор, помощник исследователя Медицинской школы доктор Кевин Якле отметил, что, например, синдром внезапной детской смерти может возникнуть, когда мозг не ощущает нехватку кислорода, пока младенец спит. Некоторые дети могут быть подвержены более высокому риску по причинам генетического характера, или в случае, если они родились преждевременно. Поэтому им будет нужна терапия, улучшающая передачу сигналов нервной системы.