16Декабрь2017

Ученые: климат влияет на форму носа и объясняет некоторые заболевания

Функции нашего носа – ощущать запахи, которые существуют вокруг нас. Но есть еще одна, более важная задача: нос нагревает и увлажняет воздух, которым мы дышим, помогая предотвратить болезни дыхательных путей и легких.

Ученые давно полагают, что форма носа развивалась в соответствии с местными климатическими условиями. В холодном и сухом климате форма носа сформировалась так, что при ней лучше нагревался и увлажнялся воздух.

Этот вопрос исследовала группа ученых университета штата Пенсильвания, которая обнаружила доказательства взаимосвязи между формой носа и климатом, в котором жили наши предки.

В исследовании, опубликованном в PLOS Genetics, обнаружено, что ширина ноздрей значительно отличается среди популяций разных регионов мира. Чем выше температура и влажность в регионе, тем шире ноздри, считают исследователи. По их мнению, климат играет определенную роль в формировании наших носов.

Физические черты, которые находятся в непосредственной зависимости от окружающей среды, часто подвергаются естественному отбору и развиваются, отметил ученый в области генетики и автор статьи Арслан Заиди.

Доктор Заиди и его коллеги измерили семь параметров носа, включая высоту, выступы и ширину ноздрей, пигментацию кожи и общую высоту носов мужчин и женщин, родители которых родились в регионах их генетической родословной. В каждую группу отобрано по 40 участников из Западной Африки, Восточной Азии, Северной Европы и Южной Азии.

Среди них выявлено большие различия в ширине ноздрей и пигментации кожи. У тех, чьи предки вышли из теплого, влажного климата, были широкие ноздри, а у тех, кто выходец из холодного и сухого - узкие. Исследователи обнаружили, что наиболее сильной была зависимость ширины ноздрей и климата для североевропейцев. Это говорит о том, что холодный сухой климат формировал носы с более узкими ноздрями.

Такие результаты совпадают с предыдущими исследованиями черепа, проведенными отделением палеоантропологии Тюбингенского университета Германии.

Доктор Заиди и его коллеги установили, что форма носа - наследственная черта. В частности, они нашли связь между общими генами и сходством формы носа у больших групп неродственных людей и это служит признаком того, что форма носа находится под генетическим контролем.

Это важно, поскольку естественный отбор действует только на те характеристики, которые могут передаваться от одного поколения к другому, уточнил биологический антрополог из Столичного государственного университета в Денвере Тодд Йокли.

Тот факт, что форма носа подвергается естественному отбору, демонстрирует признаки изменения климата, предоставляет убедительную картину того, как адаптация к климату сыграла определенную роль в эволюции ширины ноздрей.

При этом, считают исследователи, ширина ноздрей не связана с климатом так близко, как пигментация кожи. Это может указывать, каким типам носов передаются другие факторы, например, культурные различия, какой нос считается привлекательным или нет.

Ученые отметили менее 15 процентов генетических вариаций у людей, которые можно отнести к различиям между жителями разных континентов. В действительности гены, которые отличаются по географическому происхождению и влияют на цвет кожи, текстуру волос и форму носа, являются редким исключением, а не правилом.

«Люди более похожи, чем другие виды живых существ. Исследование дает понять, почему мы разные, - сказал Заиди. - В этом эволюционная история, которая демистифицирует концепцию расы. Изучение эволюции черт, экологической адаптации могут помочь понять риск заболеваний сегодня. Мы знаем, что в США существуют разные риски респираторных заболеваний у разных групп населения, и объяснение этому можно найти, изучая морфологию человека».