23Июль2017

Некоторые неандертальцы были вегетарианцами - исследователи

Ученые, исследовав окаменелости на зубах неандертальцев, сделали интересные выводы о том, чем питались древние люди.

Так, было изучено трех неандертальцев, которые жили в Европе около 50 000 лет назад: одного из пещеры в Шпиле (Бельгия) и двух - из пещеры Эль Сидрон в Испании.

По анализам ДНК съеденной ими пищи, ученые определили, что бельгийский древний человек потреблял в основном мясо. Доказательство тому - обнаруженные ДНК шерстистого носорога, мамонта, лошади, северных оленей и диких овец. Также в рационе древнего человека присутствовали грибы.

«Большинство неандертальцев действительно были мясоедами», - отметила сотрудница Австралийского центра древней ДНК Университета Аделаиды Лаура Вейрих, которая была ведущим автором исследования. – Однако нас ожидал сюрприз».

По ДНК зубных соскобов, было выявлено, что неандертальцы, живущие в Испании, не ели мяса вообще.

«У них найдены остатки кедровых орехов, мха, коры деревьев и грибов, - добавила Вейрих. - Однако не все неандертальцы региона были вегетарианцами: в пещере Эль Сидрон были свидетельства людоедства».

Разница в питании говорит о том, что эти две группы людей жили в совершенно разной среде. Северная Европа, включая Бельгию, отличалась открытыми пространствами с лугами и наличием многих млекопитающих, в том числе шерстистых носорогов. В Испании неандертальцы жили в густых лесах, поэтому они потребляли все виды растений и грибов.

«Неандертальцы адаптировались к местным условиям и меняли питание, - добавил сотрудник Лондонского Музея естественной истории Крис Стрингер, изучающий происхождение человека. - Например, неандертальцы на побережье Гибралтара собирали моллюски и выпекали их, здесь же были найдены ДНК дельфинов».

Стрингер говорит, что адаптация древнего человека позволила ему процветать в Европе и Азии на протяжении десятков тысяч лет. Они были очень развитыми, могли жить в разной среде и разных климатических условиях.

Удивительно, но ученые у древних предков обнаружили более 200 различных видов микробов. Это также дало ключ к разгадке некоторых нынешних болезней. У одного из древних испанцев был болезненный зубной абсцесс, он страдал от жжения в желудке. Также его поразила микроспоридия - возбудитель желудочно-кишечного тракта. Вероятно, у подростка-юноши было расстройство кишечника. По словам ученых, он лечился корой тополя, которая содержит салициловую кислоту, один из естественных источников аспирина. Более удивительным было то, что обнаружены доказательства пенициллиума - источника антибиотика пенициллина.

Помимо этого, Вейрих и ее коллеги идентифицировали ДНК микроба, который вызывает заболевание десен у современных людей. По их заключению, этот конкретный микроорганизм поразил человека около 120000 лет назад.

Также они выяснили, как сосуществовали два вида людей - наши предки и неандертальцы. Генетика показала два скрещенных и обменных гена. Это может свидетельствовать об отношениях двух групп – дружеских, интимных или бытовых.