13Декабрь2017

Ученые обсудят этику редактирования человеческих генов

Переписывание вашей ДНК становится все ближе к реальности. Революционная технология открывает новые горизонты для генной инженерии и обещает лечения трудноизлечимых заболеваний. Сотни ученых и специалистов по этике со всего мира собираются в Вашингтоне на этой неделе, чтобы обсудить границы редактирования человеческих генов.

Это вопрос приобрел актуальность после того, как китайские исследователи сделали первую попытку редактирования генов в человеческих эмбрионах. Лабораторный эксперимент, не сработал, но поднял очень актуальный вопрос - перспективу изменить человеческую наследственность, модифицировать ДНК будущих поколений.

«Это технология может иметь серьезные последствия для постоянного изменения генома человека», - написал молекулярный биолог Дженнифер Доудна (Jennifer Doudna) из университета Калифорнии, Беркли, в журнале Nature накануне международного саммита.

Она с коллегами изобрела наиболее используемый инструмент ген-редактирования и призвала ученых, политиков и общественность определить на сборах правильный баланс в том, как это в конечном итоге будет использоваться.

Данный механизм для редактирования генов внутри живых клеток, находит конкретные участки ДНК, чтобы нарезать, «отремонтировать» или заменить ген. Это как бы является биологической версией редактирования программного обеспечения. Есть несколько методов (CRISPR-Cas9), которые быстрые и дешевые в использовании для биологов, соответственно исследование находится на подъеме. Ученые готовы к реальной их эксплуатации, но есть разногласия по поводу того, как продолжать такие эксперименты, чтобы увидеть, как они будут работать.

С одной стороны, ученые убеждают, что конечной целью является, предотвратить передачу разрушительных болезней от мамы и папы к их потомству.

«Эта технология готова превратить медицину в профилактическую», - говорит генетик из Гарварда Джордж Чарч (George Church) в своем интервью журналу Nature.

Он добавил: «Традиционные ученые не могут исследовать наследственные редактирование гена. А ведь это может улучшить медицинские исследования, уменьшить практику в подполье, и ограничить черные рынки органов, а также неконтролируемый медицинский туризм».

Дженнифер добавляет, что полный запрет на такие исследования, может блокировать важные открытия. Британские исследователи, например, планируют изменить эмбрионы и провести исследования, которые могут пролить свет на выкидыши.

С другой стороны критики, которые говорят, что так называемые редактирования зародышевой линии - изменения спермы, яйца или эмбриона, влияет на будущие поколения, такую линию наука не должна пересекать. Они поднимаю так же вопрос о том, что некоторые родители захотят позволить себе «дизайн» младенцев с конкретными чертами.

«Медицинские аргументы незначительны, а возможные социальные последствия являются серьезными», - предостерегает Марси Дарновски (Marcy Darnovsky) из Центра генетики и общества пропагандистской группы (Center for Genetics and Society advocacy group).

Представители Национального института здравоохранения США утверждают, что не будут финансировать исследования редактирования зародышевой линии человека, хотя частное финансирование по-прежнему возможно. Законы и принципы в других странах широко варьируются по этому вопросу.