14Декабрь2017

Определяет ли генетика ваш уровень образования?

Ученые обнаружили более 70 генетических вариаций, которые могут играть определенную роль в том, сколько формального образования люди получают в конечном итоге. Но исследователи поспешили подчеркнуть, что гены имеют довольно незначительное влияние. Социальные и экологические факторы являются гораздо более важными.

«Мы знаем, что окружающая среда в целом, а не генетические факторы, имеет преимущественное влияние на уровень образования», - сказал ведущий исследователь Дэниел Бенджамин, профессор Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе.

В отношении генов, они больше влияют на биологические факторы, которые в свою очередь влияют на психологические характеристики такие, как когнитивные способности. А уже последние воздействуют на уровень образования.

По словам автора исследования, некоторые варианты ген имели значения, потому что они оказывали влияние на навыки мышления и обучение людей, эту черту личности окрестили «открытость опыту».

Однако фактические гены, вовлеченные в процесс образования, остаются неясными, сказал Джейсон Бордман, профессор социологии в Университете Колорадо в Боулдере. Есть тысячи генетических вариаций, каждая из которых имеет незначительное воздействие на что-то сложное такое, как образование, сказал он.

Бенджамин согласился. Он сказал, что его команда выявила 74 вариации, но вместе они объяснили лишь 0,43 процента от разницы в уровнях образования всей исследуемой группы.

Выводы основаны на анализе генетических образцов 300000 взрослых из 15 разных стран и 110000 людей из базы данных Великобритании. В итоге эксперты выяснили, что гены составляют около 20 процентов от различий в уровнях образования между отдельными лицами.

Полученные результаты могут пролить свет на биологию, лежащую в основе развития мозга, а также могут дать ключи к некоторым неврологическим и психическим заболеваниям. По словам автора эксперимента, некоторые из вариантов, привязанных к уровням высшего образования, были связаны с более низким риском развития Альцгеймера, другие - с повышенным риском развития биполярного расстройства, а еще одни - с повышенным или пониженным риском развития шизофрении.

Исследование было опубликовано 11 мая 2016 года в журнале «Nature».