14Декабрь2017

Ученые по ДНК 2000-летних захоронений нашли древние корни возбудителя малярии

Ученые по ДНК останков древнеримских захоронений 2000-летней давности, обнаружили древний малярийный вирус и нашли связь с современным возбудителем заболевания.

Новым исследованием впервые обнаружены геномные доказательства этого факта.

Из фрагментов ДНК зубов 58 взрослых и 10 детей, захороненных на итальянских кладбищах имперского периода, исследователи восстановили митохондриальный геном конкретных видов малярии, инфицировавших людей.

Эти данные подтверждают, что малярийный паразит, который распространяется комарами, с тех пор ежегодно убивает сотни тысяч людей. Симптомы проявляются в лихорадке, ознобе и гриппоподобных признаках.

"Малярия считается серьезным историческим патогеном, вызвавшим высокую смертность в Древнем Риме", - сообщил эволюционный генетик и автор исследования Хендрик Пойнар, директор Центра древнего ДНК в Университете МакМастер в Гамильтоне (Онтарио).

Малярия, которая уносила жизни во времена Римской империи, сейчас уносит в Африке. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2015 году во всем мире от малярии умерло 438 тысяч человек, 91% из них - в странах Африки.

Описание лихорадок, названных малярией, были найдены в исторических текстах Гиппократа, как лихорадка, повторяющаяся в определенное время года. Однако многие инфекции вызывают лихорадку, поэтому классифицировать их как малярию было трудно. Повторение вспышек указывало на малярию, поскольку к этому заболеванию не вырабатывается иммунитет. Исследователи не владели доказательствами, указывающего на вид вируса, который путешествовал по территории империи.

Исследуемые захоронения на нескольких древних кладбищах относятся к первому-второму, а также третьему и четвертому векам нашей эры. Ученые нашли невероятно мелкие частицы ДНК в пульпе зуба, полости внутри зуба, где находятся нервные окончания.

Они также заявили, что их результаты подтверждают степень поражения малярией в зависимости от условий проживания и сословия человека в период имперского строя южной Италии.

"Малярия, действительно, присутствует не только вдоль побережья Италии, где ее списывают на эмигрантов, прибывающих в порт из городов Африки, но и в сельской местности внутри страны. – отметил Пойнар. - Таким образом, она стала бичом жителей, а в конечном итоге – и всей империи. Продолжать борьбу и развиваться, если рабочие и вооруженные силы ослаблены постоянными инфекциями, невозможно".

Гипотеза о том, что малярия стала причиной падения Рима, является давним предположением, но она не была подкреплена прямыми доказательствами. Даже если в конечном счете это повлияло на демографические процессы в Риме перед концом империи, важно было исследовать и другие причины ухудшения общего здоровья населения. Кроме нее, люди страдали от отравления свинцом, паразитарных инфекций, венерических заболеваний и скудности рациона питания. Это также изучено по ДНК древних скелетов.

Большинство ученых согласны, что в падении Рима сыграли свою роль болезни, которые сократили численности населения.

Пойнар отметил, что его команда далее будет изучать патогенные микроорганизмы древности, чтобы понять их происхождение, а также что может избавит от них сегодня и поможет установить над ними контроль.

"Я надеюсь, что мы можем изучить гены людей, которые имеют повышенную защиту или восприимчивость к заболеваниям, чтобы использовать данные во благо тех, кто живет под постоянной угрозой возбудителя», - добавил Пойнар.