18Декабрь2017

Ученые: почему от наследственных заболеваний тяжело избавиться?

Некоторые варианты генов с высокой степенью риска, такие как при болезни Альцгеймера или раке, могут сохранятся у популяций в течение длительного времени, не исчезая. Исследователи уже обнаружили, почему эти вредные варианты генов не отсеиваются при естественном отборе в процессе эволюции.

К наследственным заболеваниям предрасполагают нас возникновение мутаций в нашем геноме. За появление мутаций, по их мнению, ответственен тот же механизм, который позволяет нам парировать патогенные микроорганизмы.

Ученые описывают этот процесс, который помогает вредным генам уйти от естественного отбора. Она возникает, например, когда несколько альтернативных вариантов гена создают преимущество для выживания.

Ученые из Института Макса Планка по эволюционной биологии и Медицинской школы Гарварда изучили, почему гены высокого риска сохраняются в геноме человека, вместо того, чтобы быть устраненными путем отбора.

Их анализ позволяет предположить, что непрерывная адаптация к новым патогенам в процессе эволюции увеличила разнообразие наших иммунных генов. Разнообразие в геноме является хорошей вещью. Оно позволяет нам приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды в процессе эволюции.

По мнению исследователей, такое разнообразие также распространяется на соседние сегменты ДНК, где она приводит к персистенции вредных вариантов гена.

Появление вредных вариантов гена - цена, которую мы платить за генетическое разнообразие, полезное для нашего выживания. Выводы экспертов были представлены в журнале «Молекулярной биологии и эволюции» («Molecular Biology and Evolution»).

«Я ожидаю, что более высокая устойчивость к патогенам может привести к накоплению некоторых вредных мутаций. Но в какой степени такие мутации сохраняются в популяции - действительно удивило меня», - говорит Тобиас Ленц из Института Макса Планка в Плен, Германия.

Ученые сделали компьютерное моделирование различных типов селекции с использованием примера генов иммунной системы. В ходе этих испытаний, они обнаружили, что стабилизирующий отбор не только увеличивает разнообразие иммунных белков, но и воздействует на соседние сегменты ДНК.

Это увеличивает частоту, с которой эти варианты происходят в популяции - даже если они вредны. Затем они сравнили результаты моделирования с данными генетического анализа 6500 человек. И анализ подтвердил подозрения экспертов.