19Ноябрь2017

Молекула способна улучшит процесс рубцевания тяжелых ран

Шведские специалисты обнаружили, что на определенном этапе рубцевания ключевую роль играет молекула miR-132, регулирующая экспрессию генов.

В процессе рубцевания любое повреждение на человеческой коже проходит несколько стадий (сначала воспаление, затем пролиферация, созревание и перестройка). Это очень сложный процесс.

На сегодняшний день, для общества и медицины огромную проблему представляют собой хронические раны, так как они очень тяжело поддаются лечению, и на протяжении долгого времени не заживают. Поражают такие раны до 1% пациентов в развитых странах. На данный момент все профилактические и лечебные методы направлены на очищение раны от различных инфекций, что значительно ускоряет их процесс заживления.

После долгих исследований, шведские специалисты для лечения очень тяжелых ран предложили использовать молекулу miR-132. В процессе своих экспериментов ученые сосредоточились на двух стадиях заживления – пролиферативной и воспалительной.

На воспалительной стадии человеческий иммунитет активизирует специальные клетки, очищающие рану от инородных частиц, вирусов, бактерий, мертвых клеток и прочее. А на пролиферативной стадии рана немножко затягивается и кожные покровы разрастаются. Именно этот переход, который проходит от воспалительной стадии к пролиферативной относится к критическому состоянию, так как от него зависит прогноз лечения в целом.

По словам исследователей, молекула miR-132 максимально активна на стадии пролиферации и воспаления. В своей работе ученые учли результаты своих прошлых исследовательских работ, поэтому они детально изучили группу молекул из miRNAs (микроРНК), регулирующие работу генов, которые отвечают за синтез белков.

В исследовании ученые взяли кожу с краев раны, изучили экспрессию молекул на стадии заживления. После чего ученые обнаружили, что одна из соответствующих молекул проявляет особую активность. Молекула miR-132 была активна на протяжении всей стадии воспаления и на этапе роста эпителия (пролиферация).

Как утверждают ученые, на воспалительной стадии данная молекула снижала свое действие в ране иммунных клеток. В результате чего специалисты попытались снизить активность соответствующей молекулы, что привело к увеличению воспалительного процесса и активации иммунных клеток в ране.

На стадии пролиферации miR-132 усиливала рост клеток в эпителиальной ткани. В это же время уменьшалась активности молекулы, что значительно замедляло процесс заживления раны и сдерживало рост эпителия.

Авторы исследовательского проекта отметили, что молекула miR-132 – незаменима и очень важна на этапе перехода заживления раны от воспалительной стадии до пролиферации. К тому же она - своеобразный регулятор рубцевания кожных покровов.

Способность miR-132 очень заинтересовала ученых с терапевтической точки зрения. Специалисты предполагают, что усиление активности данной молекулы позволит в будущем лечить тяжелые раны и поражения кожи, которые на протяжении длительного времени не могут зажить.

На сегодняшний день шведские ученые задались целью разработать эффективное лечение, в основе которого будет входить микроРНК. А это по мнению специалистов позволит значительно ускорить процесс заживления ран.