22Ноябрь2017

Найден генетический фактор, не позволяющий родинкам стать меланомой

Группой научных сотрудников из Университета Пенсильвании (The University of Pennsylvania), Филадельфия (Philadelphia), США (USA) была обнаружена причина, по которой родинки не могут трансформироваться в злокачественные раковые опухоли.

Родинки (невусы) – это доброкачественные опухоли на коже, имеющиеся практически у каждого человека. Известно, что они могут разрастаться, а иногда и вызывать рак кожи, меланому, что происходит из-за мутации в гене BRAF. Хотя, пока еще не понятно, по какой причине родинки перестают расти. Поэтому генетики из Университета Пенсильвании провели исследование и в результате выделили главный генетический фактор, который предотвращает их перерождение и дальнейший рост.

Клетки родинки и меланома могут развиваться из одних клеток кожи – меланоцитов. А мутация, происходящая в гене BRAF, стимулирует деление и соответственно заставляет его быть всегда во «включенном» состоянии, при этом постоянно провоцируя деление. В невусах клеточная пролиферация зачастую останавливается после того, как произошло скопление меланоцитов на кожи и достигает диаметра в несколько миллиметров. Но, ученых беспокоил вопрос о том, что именно заставляет родинки прекращать свой рост при полной активности BRAF.

Мутация BRAF, которая стимулирует изначальный рост родинок, также способствует производству белка p15, останавливающего рост опухоли.

Этот белок исследователи обнаружили, когда сравнивали меланоциты, извлеченные из доброкачественных невусов с обычными. Главное различие ограничивалось к концентрации p15: в клетках родинок его было примерно в 140 раз больше.

В конечном итоге оказалось, что белок p15 работает в качестве эффективного тормоза дальнейшего клеточного деления, не позволяющего невусам превращаться в меланому.

По словам руководителя исследования и дерматолога Тодди Ридки (Todd W. Ridky), когда клетки родинок теряют соответствующий тормоз в виде p15, то они тогда могут начать делиться или прогрессировать в раковое заболевание.

Тодди Ридки вместе с его коллегами удалось разработать новую модель человеческой меланомы, используя при этом культивированную ткань, которая содержит родинковые клетки человека, но с удаленным белком p15. Но, при комбинации с другими мутациями, важными для развития меланомы, а также и для трансплантации образцов тканей мышей, лишенные p15 клетки в результате прогрессировали у них в меланому.

Исследование опубликовано в журнале «Cancer Discovery».